Психолог в школе.

Планирование деятельности.
Профильная и предпрофильная подготовка.
Консультации для педагогов и родителей.
Консультации для педагогов.
Советы родителям.
Профилактика детских и подростковых суицидов (рекомендации педагогам)
Практические материалы.
Методические рекомендации.
Мероприятия
Тренинговое занятие "Пойми себя - пойми других"
Ежегодно 3 сентября в нашей стране отмечается важная дата — День консолидации государства и общества против терроризма. Этот день приурочен к трагическим событиям, произошедшим в Беслане в 2004 году.
В этот день мы отдаем дань памяти тысячам соотечественников, погибшим от рук террористов в различных трагедиях: в Беслане, в театральном центре на Дубровке, в Буденновске, Первомайском, Буйнакске и Волгодонске, «Крокус Сити Холле» (Москва) и других местах. Мы также чтим память сотрудников силовых структур, которые погибли, предотвращая теракты и спасая жизни.
В рамках этого дня педагог-психолог, советник директора по воспитанию Ханбуева Ш.М. провела со школьниками тренинговое занятие «Пойми себя – пойми другого». Участники занимались профилактикой конфликтов, развивали коммуникативные навыки и формировали позитивный образ будущего.
Это вызов для каждого из нас, требующий активного гражданского участия. Вместе мы можем сделать мир лучше для будущих поколений.
«Скажем наркотикам НЕТ!»
В рамках акции, психолог школы Ханбуева Шахрузат Магомедовна, с целью профилактики наркомании, рассказала ребятам о видах наркотиков, а также о том, какой вред они могут нанести их здоровью и их будущему.
Волонтеры свою очередь призвали молодежь вести здоровый образ жизни, и раздали информационные буклеты о вреде наркотиков.
Наркомания — это тяжелая, трудноизлечимая,
а зачастую и неизлечимая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека и оканчивающаяся преждевременной смертью. Эта болезнь характеризуется жесткой зависимостью состояния человека, его физического и психического самочувствия от наркотика.
Родительское собрание: «Психологические проблемы при адаптации».
Родительское собрание в МБОУ «Кадарская СОШ им.А.И.Алиева»
- Обсуждение вопроса «Психологические проблемы при адаптации».
Выступление школьного психолога со следующими фактами:
- Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
- Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
- Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
- Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Социально- психологическое тестирование.
Во исполнения приказа Минобразования и науки №08-02-1-794-24 от 21 августа и приказа управления образования Буйнакского района в МБОУ «Кадарская СОШ им.А.И.Алиева» с сентября по октябрь 2024 года проходит социально психологического тестирования обучающихся образовательной организации. В Социально-психологическое тестирование, приняли участие обучающиеся 7-11 классов, достигшие возраста 13 лет.
СПТ-2024 предназначается для выявления латентной (скрытой) и явной рискогенности социально-психологических условий, которые формируют у учащихся психологическую готовность к зависимому поведению, выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение. Оценка вероятности вовлечения в аддиктивное поведение осуществляется на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых. При тестировании осуществляется оценка вероятности вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, с целью организации адресной и системной работы с обучающимися, направленной на профилактику вовлечения в потребление наркотических и психоактивных веществ.
Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер.
Тестирование "Одиночество"
с 7 по 14 октябрь 2024 г.
Тестирование учащихся 7-9 классов «Методика определения уровня субъективного ощущения одиночества» (Д.Рассела и М.Фергюсона)
Психологическое тестирование, направленно на реализацию требований ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в РФ” об обязанностях и ответственности обучающихся заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию (статья 43), а также на выявление признаков аутоагрессивных и суицидальных действий.
Цель: выявление рисков суицидального поведения в детском и подростковом возрасте, депрессивное и невротическое состояние школьников.
Форма проведения: групповое тестирование
Неделя Профориентации.
С 11.11.2024 по 15.11.2024 года в нашей школе прошла Неделя профориентации, цель которой – сформировать ответственное отношение у учащихся к выбору профессии через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий и их особенностей; активизировать процесс формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
В школе оформлен и обновляется стенд по профориентации, где представлены материалы для учащихся и в помощь классному руководителю, справочно-информационные материалы о ВУЗах, колледжах.
Недели психологии
С 18 по 22 ноября в нашей школе проводился цикл мероприятий в рамках традиционной «Недели психологии» в целях сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся, установления и поддержания благоприятного психологического климата в классных коллективах, повышения психологической компетентности учащихся и педагогов. В мероприятиях «Недели психологии» имели возможность принять участие все обучающиеся, родители и педагоги школы.
В течение недели были проведены такие занятия как: «Приумножить добро», «Из чего состоит дружба»,«Психология –удивительная наука», «Круг доверия», психологический забор – «Я хочу, чтобы в нашей школе…», психологическое просвещение родителей
«Как достичь взаимопонимания с подростком». В работе использовались интересные формы занятий: цветотерапия, психологические акции, психогимнастика, тренинги.
Неделя прошла живо и насыщенно, проведенные мероприятия помогли снять напряжение, способствовали гармонизации внутреннего мира.
Благодарим всех обучающихся, педагогов и родителей за активное участие в мероприятии.
Тренинг "Психологическое благополучие педагога"
Тренинг « Психологическое благополучие педагога»
С целью повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса через сохранение и укрепление психологического благополучия педагога, в МБОУ «Кадарская СОШ им.А.И.Алиева» педагогом-психологом Ханбуевой Ш.М. был проведен тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога».
Тренинг
включил консультацию, упражнения, проблемную ситуацию, игру, вопросы
для дискуссии. Проигрывание игровых ситуаций помогает снять психическое,
эмоциональное и мышечное напряжение, сформировать доверительные
отношения ко всем участникам занятия. 27 педагогов приняли активное участие тренинге.
От психоэмоционального состояния
педагогов напрямую зависит психологическое благополучие воспитанников.
Следовательно, получается формула: «Здоровый педагог = благополучный
воспитанник»
«Буллинг и его профилактика»
С 16 по 20 декабрь 2024г в МБОУ «Кадарская СОШ им.А.И.Алиева» прошли классный час на тему: «Буллинг и его профилактика». Цель данного мероприятия была сформулирована как формирование адекватной самооценки личности учащегося и его поведения, ориентируясь на существующие законы. Классный руководитель ознакомил учащихся с понятием «буллинг», с типичными особенностями детей, которые становятся преследователями и жертвами преследования; постарались выработать навыки поведения при столкновении с преследованием. В конце мероприятие на сплочение коллектива была проведены игра «Кидай-говори» и упражнение-тренинг «Качество на букву».
В 6-7х классах прошли классные час на тему «Из чего состоит дружба». Целью данного мероприятия было обучение навыкам совладания с конфликтными ситуациями, укрепление дружеских взаимоотношений, стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций. Классные руководители обсудил с ребятами много важных вопросов и идей про то, что дружба включает в себя умение договариваться, рассказал, как можно разрешать конфликты с друзьями, какие бывают способы примирения и укрепления дружеских взаимоотношений. После просмотра видеофильма «Буллинг в школе» учащиеся 7-9х классов обсуждали вопросы про буллинг: как справиться с травлей в школе? Поговорили о насилие в школе: как ребенку реагировать на буллинг.
«Причины неуспеваемости»
Школьная неуспеваемость была и остается актуальной проблемой обучения. Сегодня основной контингент учащихся с низкой успеваемостью — ученики 8 — 9 классов.
С целю изучения школьной неуспеваемости
В МБОУ «Кадарская СОШ им.А.И.Алиева», педагогом-психологом Ханбуевой Ш.М. было проведено анкетирование «Причины неуспеваемости» в котором принимали участие учащиеся 8-9 классов.
Целью исследования было изучение причин школьной неуспешности, психологических
особенностей учащихся, для определения пути решения.
Каждому учащемуся был выдан бланк анкеты с утверждениями и инструкцией. При необходимости ученик мог дополнить предложенный перечень утверждений.
В результате анкетирования определились какие факторы или причины неуспеваемости упоминаются школьником чаще всего.
«Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»
С целью определить уровень участия родителей в трудовом воспитании ребенка и подготовки к будущей профессии, в МБОУ «Кадарская СОШ им.А.И.Алиева», педагогом-психологом Ханбуевой Ш.М. проведено анкетирование «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» среди родителей учащихся.
Анкетирование помогло определить степень участия родителей в подготовке детей к труду и выбору профессии. Также получить объективные сведения о воспитательных возможностях родителей и повысить их интерес к этим вопросам. Обработав данные анкеты, можно наметить дальнейшие пути профориентационной работы как с детьми, так и с их родителями.
Тренинг профилактики деструктивного поведения.
о проведенных тренинговых занятиях в МБОУ «Кадарская СОШ им.А.И.Алиева», с использованием методические рекомендации в рамках программы профилактики деструктивного (суицидального)
поведения среди учащихся с целью дальнейшей адаптации и профориентации.
Тренинговые занятия были проведены педагогом -психологом Ханбуевой Ш.М. с учащимися 5-9 классов. Занятия прошли на хорошем уровне. Учащиеся были активны, открыты общению, сразу включились в работу, хорошо отвечали на вопросы. Педагогом-психологом были проведены тренинги: «Я среди людей», «Мир моих эмоций», «Групповая работа - как средство выхода из кризиса», «Чувство одиночества».
В ходе занятий, ребята узнали о разных видах чувств, обучались умению распознавать и описывать свои чувства, а также чувства других людей, о пользе и вреде агрессивного поведения в различных ситуациях. Также были предложены различные упражнения и способы релаксации для снятия эмоционального напряжения.
«Военная профессия- достойный выбор»
В рамках реализации муниципального плана «Профориентационная работа», в МБОУ «Кадарская СОШ им.А.И.Алиева», педагогом психологом совместно с педагогом ОБЗР были проведены военно-профориентационные мероприятия «Военная профессия- достойный выбор» среди учащихся 8-9 классов. Целью мероприятий являлось ознакомления обучающихся с миром военных профессий, воинских должностях и специальностях, формирования у них знаний о различных видах военно-профессиональной деятельности, военно-профессиональных интересов и стремления к осознанному, самостоятельному выбору военной профессии, воинской должности, специальности.
Мероприятия проводились в форме встреч, бесед, классных часов, презентаций. Темы проведенных мероприятий «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Работайте братья!», «Военная профессия-достойный выбор!», «Защитники Родины-Слава России!», «Кто и зачем сегодня выбирает военную профессию», «Скажем «Нет» преступности!».Антинаркотическая акция «Мы выбираем жизнь».
В период с 10 марта по 17 марта 2025 года в МБОУ «Кадарская СОШ им.А.И.Алиева» была проведена Антинаркотическая акция «Мы выбираем жизнь».
В проведении мероприятий антинаркотической акции приняли участие педагогический и ученические коллективы нашего образовательного учреждения. Основное внимание психолог и педагоги школы уделили профилактике употребления психоактивных веществ среди детей, формированию у подрастающего поколения неприятия наркотиков, табачных изделий, пропаганде здорового образа жизни.
В рамках антинаркотической акции «Мы выбираем жизнь» ребята посмотрели презентацию «Вредные привычки», приняли участие в викторине.
Педагогом-психологом Ханбуевой Ш.М. была проведена беседа, где ребята узнали о разных видах наркотических веществ и об их отрицательном влиянии на организм человека.
Так же дети уяснили, что нельзя брать пакетики, конфеты у незнакомых людей, не поддаваться на уговоры попробовать что-то.
Учащиеся пришли к выводу – от каждого человека зависит, каким будет его здоровье и жизненное пространство вокруг нас.
Заключительным мероприятием, проводимым в рамках Антинаркотической акции «Мы выбираем жизнь» стала раздача буклетов и памяток «Сегодня модно быть здоровым» родителям и учащимся.
Главной задачей в проведённой Антинаркотической акции было доведение до сознания школьников информации о вреде курения, употребления алкоголя и наркотических средств, а также о тяжёлых последствиях этих вредных привычек на организм человека, особенно детского.